или свяжитесь с нами по телефону +7 (495) 792-57-57
* - обязательные поля
В данной статье мы рассмотрим, что такое коническая зубчатая передача редуктора, ее конструкцию и схему, а также виды конических передач.
25.07.2024
Частота вращения вала большинства двигателей переменного тока составляет от 3000 до 500 об/мин, в то время как для привода оборудования требуется гораздо меньшая угловая скорость. Вращающий момент на валу электрических машин так же часто не соответствует требованиям привода.
Для согласования параметров двигателя и оборудования применяют специальные механизмы – редукторы. Главная их часть – зубчатые передачи, которые состоят из 2 зацепленных колес с зубьями и общей опоры. Одна из шестеренок соединена с валом двигателя, ее называют ведущей. Вторая находится на валу, соединенном с оборудованием и называется ведомой. При запуске двигателя ведущее зубчатое колесо передает вращение ведомому через зацепленные зубья. Преобразование угловой частоты и момента осуществляется за счет различного диметра и разного количества зубцов на колесах.
Одна из самых распространенных зубчатых передач – коническая. Рассмотрим конструкцию, принцип работы, виды, достоинства и недостатки механизмов.
Передача состоит из 2 шестеренок конической формы, их диаметр уменьшается от основания к вершине. Зубья выполнены на боковых поверхностях, таким образом, ведущая и ведомая шестерни сопрягаются боковыми поверхностями. При этом их оси пересекаются под углом 10°- 170° (чаще всего 90°).
Механизм работает следующим образом. При вращении ведущего зубчатого колеса движение передается ведомому звену посредством зацепленных зубьев. Последнее сообщает вращение выходному валу, который соединен с механизмом оборудования.
Преобразование момента и скорости вращения определяется передаточным отношением и числом.
Первое определяется как:
I=W1/W2
где I – передаточное отношение,
W1 – угловая скорость ведущей шестерни,
W2 – частота вращения ведомого зубчатого колеса.
Второе рассчитывают из выражения:
u = zБ/zМ
где u – передаточное число,
zБ – количество зубьев большего колеса,
zМ– число зубьев меньшего колеса.
Конический редуктор состоит из следующих основных деталей и узлов:
Шестеренки конической передачи изготавливают из легированной или углеродистой стали. Ведущее звено подвергается более высоким нагрузкам, для увеличения прочности шестерню подвергают поверхностной закалке, цианированию или азотированию. Основание и крышку корпуса отливают из серого чугуна или конструкционной стали. Встречаются также корпуса из легких сплавов. Для крупных габаритов разъем корпуса расположен по плоскости входного и выгодного вала для удобства разборки при проведении технического облуживания и ремонта.
Коническо-цилиндрические мотор-редукторы VGM-K
Разработаны на основе обратной связи от партнеров и конечных клиентов и произведенные на полностью автоматизированных заводах, отличает низкая цена при высоком качестве и надежности.
Выделяют несколько видов конических передач. Их различают по типу, форме зубьев, угловой частоте вращения, количеству и типу ступеней, положению валов, другим параметрам.
По форме зубьев выделяют следующие виды конических передач:
Оси колеса и зубьев прямозубых шестеренок составляют угол 90°. Передачи такого типа используются в диапазоне окружных скоростей от 2 до 8 м/с при передаточных отношениях не более 3. Прямозубые конические колеса просты в монтаже и производстве, однако передачи на их основе более шумны при работе и не приспособлены для передачи большой мощности.
Зубья тангенциальных (косозубых) шестеренок имеют некоторые отклонения от оси колеса. Передачи применяют в редукторах с окружной скоростью до 12 м/с. За счет наклона зубцов до 30° зацепление осуществляется более плавно, что снижает уровень шума и увеличивает передаваемую полезную мощность. Однако косозубые или тангенциальные шестеренки очень требовательны к точности выдерживания размеров, при производстве необходима тщательная подгонка. Это ограничивает применение таких передач.
Коническими шестеренками с круговым или криволинейными зубцами называют колеса с воображаемыми линиями зубьев на развертке в форме дуги окружностей. За счет формы и расположения, угла наклона зубцов до 35° обеспечивается большая площадь одновременно сцепленных зубьев и плавная работа передачи. Это уменьшает шум, повышает возможные нагрузки. Конические передачи с круговыми зубьями наиболее часто применяют в редукторах с окружной скоростью 35-40 м/с.
По угловой частоте вращения различают следующие виды конических передач:
По степени точности, регламентируемой ГОСТ, выделяют следующие группы конических зубчатых колес:
Для зубчатых колес каждой степени точности установлены свои нормы значений кинематической точности, площади контакта зубьев, бокового зазора и плавности хода. Также регламентируются технологии производства кинематических пар каждой группы.
По осевой форме зуба конических колес различают:
По количеству ступеней различают одноступенчатые конические редукторы, двух- и трехступенчатые коническо-цилиндрические механизмы. Главная часть первых – кинематическая пара конических шестеренок. В двух- или трехступенчатых механизмах есть дополнительные одна или две цилиндрические ступени. Они необходимы для увеличения преобразования скорости или момента.
По конструкции выделяют следующие виды конических передач:
По положению валов различают передачи с горизонтальным расположением валов и механизмы, где один из валов, входной или выходной расположен в вертикальной плоскости. Наибольшее распространение получили конические редукторы с горизонтальными валами. Передачи также различают по другим параметрам. Рассмотрим их подробнее.
Различают механические и геометрические характеристики передач. К последним относят количество, высоту, ширину, форму зубьев, шаг между ними, внешний, внутренний диаметр колес, угол пересечения осей вращения шестеренок, конфигурацию зацепления.
К основным механическим параметрам относят следующие характеристики:
К основным параметрам конических редукторов относятся также способ монтажа (лапы, фланец, моментный рычаг), исполнение и другие характеристики.
Конические передачи широко применяют в трансмиссионных механизмах, на их базе производят редукторы и мотор-редукторы для привода промышленного оборудования и техники. Конструкция кинематических пар обеспечивает:
К недостаткам устройств относятся небольшие передаточные числа, относительно высокая вероятность заедания, необходимость усиления подшипникового узла из-за высоких осевых нагрузок. Кроме того, конические колеса сложны в производстве и требуют тщательной подгонки при сборке.
Механизмы широко применяют в приводе станков, грузоподъемного и промышленного оборудования.
Передачи используют:
Кроме промышленного оборудования, конические передачи используются в автомобильном, водном, авиационном транспорте, колесной и гусеничной спецтехники.
Конические передаточные пары позволяют передавать движение под углом от 10° до 170° (чаще всего 90°). Механизмы отличает стойкость к ударным и высокодинамическим нагрузкам, высокая передаваемая мощность и КПД. Передачи широко используют в производственном, грузоподъемном, транспортном оборудовании самого различного назначения.