или свяжитесь с нами по телефону +7 (495) 792-57-57
* - обязательные поля
В данной статье мы подробно рассмотрим классификацию зубчатых передач.
05.12.2024
Зубчатая передача – устройство для передачи механической мощности вращательным движением. Механизм состоит 3 звеньев: 2 подвижных шестерен на неподвижной базе.
Передачи используют для передачи вращения, изменения его направления, преобразования скорости или момента. Их применяют практически везде, от часовых механизмов до тяжелого и сверхтяжелого оборудования и техники.
К достоинствам и зубчатых передач относятся:
Недостатки зубчатых передач: невозможность плавного изменения передаточных отношений, высокие требования к точности размеров и совместимости элементов, относительно сложное производство.
Механизмы различают по множеству признаков. Рассмотрим классификацию зубчатых передач подробнее.
По взаимному расположению выделяют следующие виды передач:
Еще один признак – тип зубьев. По этому признаку различают следующие виды передач: прямозубые, кососзубые (тангенциальные), круговые, шевронные.
Прямозубые передачи просты в производстве, недорого стоят, хорошо сбалансированы. Недостатки обусловлены параметрами зацепления, зубцы зацепляются сразу по всей длине. Из-за неизбежных неточностей в размерах и износа передачи издают шум при работе, легко перегреваются и быстро изнашиваются при высоких скоростях. Область применения механизмов – тихоходные редукторы или другие машины, работающие при низких скоростях и невысокой нагрузке.
Косозубые передачи лишены такого недостатка. Их зубья расположены под углом к оси колеса, вход в зацепление осуществляется постепенно. Механизмы способны передавать более высокую нагрузку, чем прямозубые, работать на высокой скорости. К недостаткам относят более высокую цену, значительную осевую нагрузку.
Передачи с круговыми зубьями (криволинейные) имеют значительную несущую способность. Эксцентрично смещенное расположение зубьев по отношению к оси позволяет предавать значительные усилия. Передачи применяют в малогабаритных механизмах с большим передаточным числом.
Шевронные передачи состоит из сдвоенных зубчатых колес с разнонаправленными зубцами. Их конфигурация напоминает букву V. За счет мягкого зацепления, большой площади контакта обеспечивается плавный и бесшумный ход, высокая передаваемая мощность. Осевые нагрузи при работе таких передач незначительны. К недостаткам механизмов относятся сложность изготовления и высокую цену.
По расположению колес относительно друг друга различают:
По форме зубчатого колеса различают цилиндрические и конические передачи.
Подвижные звенья первых представляют собой шестеренки цилиндрической формы. Такие механизмы получили самое широкое распространение. Оси вращения зубчатых колес параллельны. К преимуществам передач относятся невысокие потери, возможность вращения в любую сторону, незначительный нагрев, возможность передавать большую механическую мощность.
Цилиндрические передачи широко применяют в промышленных редукторах, различных машинах и устройствах.
Конические передачи состоят из двух колес в форме усеченного конуса. Оси вращения подвижных звеньев пересекаются. Механизмы устойчивы к ударной и динамической нагрузке, передают значительную мощность, изменяют направление движения, могут вращаться в разные стороны. Передачи также широко используют в самом различном оборудовании и устройствах.
Различают:
По скорости вращения выделяют следующие типы зубчатых передач:
По подвижности осей зубчатых шестеренок различают механизмы с неподвижными и подвижными осями.
По параметрам венцов различают колеса неизменяемой формы и с гибкими зубьям. Последние применяют в волновых передачах.
ГОСТ классифицирует зубчатые передачи по степени точности. Всего их 12, для каждой установлены свои нормативы технических параметров, технологий изготовления. Самые распространенные механизмы, применяемые в промышленности, имеют 6, 7, 8, 9 степень точности.
По величине передаточного числа выделают понижающие зубчатые передачи и повышающие зубчатые передачи. В первом случае оно больше единицы, во втором – меньше. Если передаточное число равно единице, значит, механизм передает скорость и момент неизменно, такие передачи используют для изменения направления или передачи движения.
Кроме того, существуют смешанные типы передач, например червячный механизм. Он состоит из вала с резьбой и зубчатого колеса, при его вращении зубья звеньев скользят относительно друг друга. Червячная передача относится к зубчато-винтовым.
Также существуют передачи не только для сообщения вращательного движения. Реечные механизмы служат для преобразования вращения в поступательное движение. Они состоят из шестеренки и рейки. При вращении колеса его венец в зацеплении с зубьями рейки сообщает ей поступательное движения.
На базе простейших трехзвенных передач выстраивают сложные механизмы машин, устройств и оборудования: многоступенчатые редукторы, дифференциалы, коробки скоростей.