Редуктор – механизм для преобразования скорости и момента, изменения направления движения. Устройства широко используют в кинематике оборудования, приводе машин и механизмов различного назначения. Рассмотрим конструкцию, назначение, виды, достоинства и недостатки, параметры выбора цилиндрического редуктора.
Принцип действия и конструкция
Главная часть цилиндрического редуктора – кинематическая передача из 2 сопряженных зубчатых колес. Кроме этого состав оборудования включает:
- Корпус с крышкой.
- Быстроходный вал с насаженной на него шестерней.
- Тихоходный вал с зубчатым колесом.
- Подшипники.
- Систему смазки.
- Регулировочные винты и кладки.
- Бобышки, соединительные винты и прочие вспомогательные детали.

Шестеренки имеют цилиндрическую форму, различную ширину, диаметр и разное количество зубьев. Зубчатые элементы насажены на валы, один из них, соединенный с силовым агрегатом, называется ведущим, второй, соединенный с механизмом оборудования, – ведомым.
При сообщении движения от двигателя вал с ведущей шестеренкой начинает вращаться, вращение передается ведомому звену через зубчатое зацепление. При этом момент и скорость на входном валу неравны аналогичным параметрам на выходном. Разницу характеризует один из главных параметров цилиндрических редукторов – передаточное число. Оно определяется как: I=n1/n2, где n1 – количество зубьев большей шестерни, n2 – количество зубьев меньшего зубчатого колеса.
Таким образом, механизм цилиндрического типа изменяет скорость или момент, передаваемый от вала двигателя. В промышленности наиболее распространены понижающие редукторы, которые уменьшают скорость и повышают момент.
Зубчатые колеса для цилиндрических механизмов изготавливают из улучшенных или нормализованных сталей. Твердость зубьев ведомой шестерни обычно должна превышать аналогичный параметр ведущего колеса. Выбор материала и термообработки зависит от нагрузки, габаритов и других особенностей передачи. Для увеличения твердости венца применяют объемную и сквозную закалку, термообработку по контуру, цементацию, нитроцементацию, азотирование.

Цилиндрические редукторы VGM-G
- Скорость выходного вала: 0,13~1116 об/мин
- Крутящий момент на выходе: до 32000 Нм
- Мощность двигателя: 0,18~200 кВт
- Варианты монтажа: лапы / фланец
Назначение и сферы применения
Цилиндрические редукторы служат для преобразования скорости и момента механической энергии вращения, а также для изменения направления движения. Механизмы с передачами такого типа получили самое широкое распространение.
Устройства применяются в приводе и кинематических схемах:
- Грузоподъемного оборудования, лифтов, подъемников, лебедок, кранов.
- Различных станков для металло- и деревообработки.
- Обрабатывающего оборудования: мельниц, мешалок, дробилок, грохотов и т.д.
- Насосных и компрессорных агрегатов.
- Исполнительно-регулирующих механизмов.
- Точного оборудования: экструдеров, дозаторов, манипуляторов.
- Транспортеров и конвейеров.
- Привода промышленных роботов.
Цилиндрические редукторы также используют в сельскохозяйственных машинах, спецтехнике и других сферах.
Классификация цилиндрических редукторов
Цилиндрические передаточные механизмы классифицируют по количеству ступеней, расположению зубьев относительно образующих шестеренок и другим параметрам. Рассмотрим виды механизмов подробнее.
По количеству ступеней различают одно-, двух и многоступенчатые механизмы. Ступенью называют кинематическую пару из 2 зацепленных шестеренок. Ступеней редуктора может 1, 2, 3 и больше. В двух- и многоступенчатых механизмах ведомая шестеренка более высокой ступени находится в зацеплении с ведущим зубчатым колесом следующего звена. Таким образом все звенья передают движение последовательно. Это необходимо для увеличения передаточного числа и создания более высокого крутящего момента на выходном валу.
По конструкции различают цилиндрические редукторы:
- С прямыми зубьями. При работе таких передач зубья ведущего и ведомого колес входят в зацепление сразу по всей площади. Цилиндрический прямозубый редуктор работает в интервале скоростей от ≤ 3 и до 15 м/c. Применяются такие передачи в механизмах с небольшими и средними нагрузками. Устройства просты в производстве, однако требуют высокой точности изготовления и тщательной подгонки.
- С косыми зубьями. Кинематические звенья входят в зацепление постепенно, сразу нескольким зубьями, расположенными под углом к образующей. Редукторы с такими шестернями используют в механизмах, работающих во всем диапазоне скоростей от ≤ 3 до 30 м/с, в оборудовании со средними и высокими нагрузками. К недостаткам относят значительная осевая сила, которая требует усиления подшипников и вала.
- С шевронными зубьями. Зубья расположены по винтовым линиям, которые направленны в разные стороны, это позволяет уравновесить осевые нагрузи и сохранить все преимущества косозубых цилиндрических передач. Шестерни и колеса с шевронными венцами сложны в производстве, область применения таких передач – редукторы, работающие при высоких нагрузках.
По окружной скорости различают следующие виды цилиндрических механизмов:
- Тихоходные. Окружная скорость таких передач – до 3 м/с.
- Среднескоростные. Окружная частота вращения – 3-15 м/с.
- Быстроходные. Окружная скорость составляет более 15 м/с.
По конструкции передачи различают редукторы:
- C внешним зацеплением. Венцы обеих шестеренок выполнены по внешнему диаметру, зацепление осуществляется по внешней стороне.
- С внутренним зацеплением. Зубья большого по диаметру колеса сделаны по внутреннему диаметру, меньшая шестеренка со стандартным венцом размещена внутри. Зацепление осуществляется по внутренней стороне большего зубчатого колеса.
По исполнению различают:
- Открытые редукторы. Передачи не защищены от внешней среды, смазка осуществляется консистентными материалами.
- Закрытые механизмы. Кинематические элементы размещены в корпусе, зубчатые колеса расположены таким образом, что нижняя часть была погружена в масляную ванну. Смазка осуществляется разбрызгиванием при вращении шестеренок.
По способу охлаждения различают механизмы с принудительным и естественным отводом тепла. Для снижения избыточной температуры механизма в первом случае используют обдув потоком воздуха или систему циркуляции с искусственным охлаждением смазочной жидкости. Во втором случае для отвода тепла помещают редукторы в ребристые корпуса. Отдача тепла осуществляется естественным образом.
По взаимному расположению осей валов различают редукторы с параллельными и скрещивающимися осями. Также существует классификация по положению осей в пространстве: оно бывает вертикальное и горизонтальное.
ГОСТ 1643-81 также устанавливает классификацию по степени точности. Наиболее часто встречающиеся цилиндрические передачи – 6, 7, 8 и 9 степени точности. Сферы применения механизмов приведены в таблице ниже.
Класс точности | Окружная скорость в м/с |
Область применения | |
---|---|---|---|
цилиндрических прямозубых редукторов | цилиндрических косозубых редукторов | ||
6 | 20 | 30 | Высокоскоростные точные редукторы, рассчитанные на высокую нагрузку. |
7 | 12 | 20 | Точные редукторы и механизмы оборудования, работающего под средней или низкой нагрузкой на высоких скоростях или наоборот. |
8 | 6 | 10 | Редукторы общего назначения. |
9 | 3 | 5 | Тихоходные редукторы и машины низкой точности. |
Достоинства и недостатки
Преимущества и недостатки цилиндрических редукторов обусловлены особенностями кинематической передачи. Механизмы обладают следующими достоинствами:
- Возможность передачи значительной мощности. Цилиндрические передачи промышленного назначения рассчитаны на мощность более 5000 кВт.
- Высокая кинематическая точность. Небольшой люфт вала на выходе.
- Высокой КПД. Особенности зацепления позволяют передавать механическую энергию с минимальными потерями, КПД цилиндрических редукторов составляет до 98%.
- Небольшой нагрев при работе. При эксплуатации механизма только незначительная часть энергии расходуется на трение и переходит в тепло. Цилиндрические редукторы реже требуют принудительного охлаждения.
- Возможность реверса. Цилиндрические механизмы могут передавать вращение по и против часовой стрелки, что позволяет применять их в реверсивном оборудовании.
- Стабильные параметры в повторно-кратковременном режиме работы. Передачи цилиндрического типа нечувствительны к частым остановкам, повторным включениям, резкому изменению нагрузки.
Недостатки редукторов – небольшое передаточное число, оно составляет от 1,6 до 6,3 для одной ступени, высокий уровень шума, особенно у устройств с прямозубыми шестеренками.
Для увеличения передаточного числа добавляют дополнительные ступени. Редукторы такой конструкции могут комбинировать разнотипные передачи, например коническо-цилиндрические, цилиндро-червячные и т.д.
Характеристики
Цилиндрические редукторы подбирают по техническим характеристикам. К основным параметрам относятся:
- Номинальный входной и выходной момент. По его величине подбирают двигатель и рассчитывают приведенный момент, необходимый для выбора приводного механизма.
- Номинальная скорость на входном и выходном валу. Показывает требуемую частоту вращения вала силового агрегата и подключаемого оборудования.
- Сервис-фактор – отношение максимально допустимого длительного момента на валу к номинальному моменту нагрузки. Ряд производителей указывает характеристику с учетом температуры эксплуатации оборудования. Величина сервис фактора требуется для выбора оборудования.
- Передаточное число – отношение числа зубьев ведущего звена к количеству зубьев ведомого. Параметр характеризует величину преобразования момента или угловой скорости.
- Передаточное отношение — отношение скоростей вращения входного и выходного вала, либо крутящих моментов ведущего и ведомого звена редуктора.
- КПД цилиндрического редуктора. Отношение механической мощности на входном валу к тому же параметру на выходном. Параметр характеризует получаемую полезную мощность на выходе редуктора и ее потери в механизме передачи, может выражаться в % или отвлеченной величине.
- Радиальная и осевая нагрузка – параметры характеризуют величину допустимых нагрузок, которые возникают в процессе работы.
К основным характеристикам также относят исполнение, монтажное положение, степень защиты от влаги и пыли, температуру окружающей среды в месте эксплуатации цилиндрического редуктора и другие характеристики.
Как выбрать цилиндрический редуктор
Выбор редуктора осуществляется по нескольким ключевым факторам. К ним относят:
- Типоразмер оборудования.
- Значение сервис-фактора редуктора.
- Количество и тип ступеней.
- Допустимый и номинальный момент и номинальную скорость входного вала.
- Допустимый и номинальный момент и номинальную скорость выходного вала
- Исполнение по способу монтажа.
- Положение входного и выходного валов в пространстве и относительно друг друга.
- Класс точности редукторного механизма.
- Климатическое исполнение.
- Исполнение выходных концов валов.
- Вес и габариты оборудования.
- Допустимые осевые и радиальные нагрузки.
Требуемую величину сервис-фактора редуктора рассчитывают исходя величины и характера нагрузки, количества пусков и остановок, времени работы в сутки, температуры эксплуатации. Затем выбирают цилиндрический редуктор из таблицы типоразмеров с близким по значению сервис-фактором. Выбор делают с небольшим запасом в большую сторону.
Остальные характеристики механизма подбираются согласно заданным требованиям, по этим условиям подбирают механизм с требуемыми параметрами из номенклатуры производителя.