или свяжитесь с нами по телефону +7 (495) 792-57-57
* - обязательные поля
В данной статье мы подробно рассмотрим, что такое червячная передача и как она работает.
04.11.2024
В большинстве случаев параметры механической энергии от приводного двигателя не совпадают с требуемыми характеристиками оборудования. Для согласования работы силового агрегата и машины применяют механические передачи. Рассмотрим конструкцию, принцип работы, виды, достоинства и недостатки одного из самых распространенных механизмов для преобразования скорости, момента и направления движения – червячной передачи.
Червячная передача состоит пары: вал с винтовой резьбой (червяк) – зубчатое колесо. Элементы сопряжены под углом посредством зацепления зубьев шестеренке с резьбой червяка. Величина угла обычно составляет 900. Последний служит ведущим элементом, насаженное на выходной вал зубчатое колесо – ведомым.
Передача работает следующим образом. При передаче вращения валу с резьбой, ее витки начинают перемещаться вдоль поверхности. Движение передается находящемуся в зацеплении с червяком зубчатом колесу, которое начинает вращаться. При этом момент и угловая частота на ведущем и ведомом валу будут различаться.
Разницу определяет передаточное число червячной пары. Параметр равен отношению I=n1/n2 , где I – передаточные отношения, n1 – количество зубьев шестеренки, n2 – количество заходов витка резьбы червяка.
Валы с резьбой производят из среднеуглеродистой или легированной стали. Для увеличения твердости до 45 HRC и выше червяк подвергают закалке. Зубчатые колеса обычно изготавливают из 2 разных сплавов, центральную часть – из серого чугуна, зубчатый венец – из бронз или латуней различных марок.
Выбор материалов обусловлен распределением нагрузок при работе червячной передачи. Вал с резьбой подвергается значительным воздействиям изгиба, кручения, растяжения и сжатия, для их производства применяют твердые стали с термообработкой.
Венцы шестеренок могут повреждаться от трения при передаче вращения, особенно на средних или высоких скоростях. Чем больше скорость скольжения, тем выше должны быть антифрикционные свойства.
Зубчатые колеса для передач с небольшими скоростями скольжения меньше 2-3 м/с производят целиком из серого чугуна. Венцы шестеренок для устройств, рассчитанных на скорость 5-25 м/с изготавливают из оловянных бронз и латуней, венцы зубчатых колес на окружную скорость 3-5 м/с – из безоловяных сплавов на основе меди.
Таким образом, ведущий элемент передаточной пары производят из твердых материалов, ведомый – из антифрикционных сплавов.
Червячные передачи различают по положению зубчатого колеса относительно винта, количеству заходов резьбы, конфигурации червяка, форме профиля резьбы, ее направлению, типу зубчатого колеса и другим параметрам.
В промышленных приводах применяют передачи с верхним, нижним или боковым положением винтового вала относительно зубчатого колеса. Механизмы с верхним положением червяка обычно рассчитаны на высокую скорость вращения, передачи с нижним положением – на низкую угловую частоту. Скорость не всегда определяет положение ведущего элемента относительно зубчатого колеса, в ряде случаев оно определяются компоновкой механизма.
По положению вала, на котором размещено зубчатое колесо различают:
По форме внешней поверхности червячного звена различают оборудование с цилиндрическими и глобоидными передачами. Сечение первых имеет форму рейки с прямо- или криволинейными сторонами. Осевое сечение вторых – радиусная рейка с прямыми боковыми сторонами. Глобоидные передачи дороже, сложнее в производстве, больше подвержены нагреву, однако за счет большей контактной длины и лучшей конфигурации контактных линий обладают более высоким КПД и способны выдержать нагрузку в 2-3 раза больше, чем механизмы с цилиндрическим червяком.
По конфигурации червячного звена выделяют:
В зависимости от направления резьбы бывают передачи с правым и левым винтом. В первых при вращении вала по часовой стрелке резьба визуально «отдаляется», во вторых – «приближается» к наблюдателю.
Передачи также различают по профилю зубьев шестеренки и ее типу. По второму признаку предусмотрена следующая классификация:
По профилю зубьев шестеренчатого звена различают колеса:
Количество заходов резьбы характеризует число винтовых линий вала с резьбой, по этому параметру различают одно-, двух-, трех-, четырехзаходные червяки. Первые имеют 1 гребень по линии винта, остальные по 2, 3 или 4 гребня соответственно.
По назначению различают:
ГОСТ 9774-81, ГОСТ 3675-81 устанавливают классификацию по степени точности. По этому признаку различают передачи 12 степеней точности. В приводе промышленных механизмов наиболее часто встречаются механизмы с 5 по 9 степень включительно. Для каждой установлены нормы окружной скорости, плавности, площади контакта витка резьбы и зуба, бокового зазора и других параметров. Требования возрастают в порядке убывания обозначающей цифры. Таким образом, самые высокие нормы установлены для механизмов 1 степени точности, самые низкие – для 12.
Червячные передачи широко применяют в транспорте и приводах различного оборудования. Устройства такого типа отличают следующие достоинства:
Механизмы также имеют демпфирующие свойства. При передаче движения червячной передачей – уровень вибраций минимальный.
Недостатки червячных передач также обусловлены особенностями конструкции. При скольжении зубьев по витку возникает сильное трение в зацеплении, что:
Кроме того, невозможность передачи вращения в обратную сторону, делает невозможным применения червячных пар в реверсивных механизмах.
Недостатки механизмов можно несколько смягчить, уменьшив силу трения. Для этого уменьшают шероховатость поверхности зубьев и винта, применяют антифрикционные материалы и смазки.
Параметры червячных механизмов разделяют на 2 группы: геометрические и механические. К первым относятся делительный диаметр, осевой модуль, диаметр впадин и вершин, длину нарезанной части виннового вала. Алогичные характеристики существуют для зубчатого колеса, за исключением нарезанной части.
К механическим параметрам относятся:
К основным характеристикам червячной передачи также относятся особенности конструкции: пространственное расположение валов, направление вращения каждого из них и другие параметры.
Цилиндро-червячные мотор-редукторы VGM-S
Разработаны на основе обратной связи от партнеров и конечных клиентов и произведены на полностью автоматизированных заводах, отличаются низкой ценой при высоком качестве и надежности.
Механизмы червячного типа чувствительны к ударным нагрузкам. Передачи применяют в оборудовании и приводах, работающих без частых включений, отключений, ударов и резкого изменения нагрузки.
Область применения устройств:
Благодаря высокой кинематической точности червячные передачи также используются в точных приборах и оборудовании. Устройства также широко применяют в спецтехнике, автомобильном, водном транспорте.