Рассмотрим конструкцию, принцип действия, преимущества и недостатки, основные параметры планетарных механизмов.
Редукторы – устройства для увеличения или уменьшения угловой скорости и крутящего момента до требуемых значений. Область применения механизмов – различное оборудование и техника, наземный, водный и авиационный транспорт. В промышленности в основном применяют понижающие редукторы, такие устройства снижают скорость и повышают момент.

Редуктор состоит из корпуса, планетарной передачи из нескольких зубчатых шестеренок, подшипников, упоров, присоединительных устройств, валов.
Главная часть, за счет которой осуществляется преобразование скорости и момента – зубчатая передача планетарного типа. Механизм состоит из следующих элементов:
- Эпицикл или коронная шестерня. Элемент представляет собой большое зубчатое колесо с внутренним венцом.
- Центральная или солнечная шестерня. Зубчатое колесо с внешним венцом, распложенное в центре.
- Сателлиты или планерные шестерни. Несколько зубчатых колес с подвижными осями вращения, которые находятся в зацеплении с коронной и центральной шестерней. Количество сателлитов не регламентируется, их число определяется условиями соседства, для обеспечения свободной циркуляции масла между шестеренками и отсутствием помех для вращения.
- Водило. Элемент, скрепляющий все звенья планетарной передачи.
Механизмы также могут комплектоваться 2 солнечными зубчатыми колесами и не иметь эпицикла или 2 коронными шестернями и не иметь центральной шестерни.
При работе передачи неподвижным может оставаться водило, центральное зубчатое колесо или эпицикл. В качестве ведущего и ведомого звена может быть использован любой вращающейся элемент. Если подвижными являются все три звена, такие редукторы называют дифференциалами. Механизмы могут работать на сложение или разложение подведенной механической мощности.
Преобразование момента и скорости за счет разности диаметров, количества зубьев движущихся и неподвижных элементов.

- Передаточное отношение: 25-4000
- Крутящий момент на выходе: 22-2600 кНм
- Мощность двигателя: 0,19~12934 кВт
Классификация планетарных редукторов
Различают простые и сложные планетарные редукторы. Первые состоят из трех звеньев: водило, центральное и коронное зубчатое колеса. Вторые состоят из водила, трех и более центральных шестеренок, не считая сателлитов.
По связи центральных звеньев с планетарными шестернями различают:
- Однорядные механизмы. В таких устройствах одновенцовые сателлиты непосредственно связанны с центральными колесами и водилом.
- Двухрядные устройства. Двухвенцовые сателлиты механизмов соединены с центральными шестернями и водилом, при этом каждый венец планетарного зубчатого колеса зацеплен с одним из центральных шестерен.
- Трехрядные. Устройство со свободным водилом и сдвоенными сателлитами, соединяющими три центральных колеса. Вместо эпицикла механизмы могут иметь вторую солнечную шестерню.
По типу зубьев звеньев планетарного механизма различают:
- Прямозубые.
- Косозубые.
- Шевронные.
Форма зубьев венцов влияет на КПД, допустимую передаваемую мощность и другие параметры. На передаточные отношения и передаточное число конфигурация профиля зубьев влияния не оказывает.
По количеству ступеней различают одно- и многоступенчатые механизмы. Ступенью редуктора называют передаточный контур, осуществляющий преобразование момента или скорости. Ступени соединены последовательно, при этом передаточные отношения значительно увеличиваются.

Выпускают одно-, двух-, трех-, и многоступенчатые механизмы. В ряде устройств используют комбинации ступеней, например планетарно-конические, планетарно-цилиндрические и др.
По расположению валов различают редукторы с вертикальными и горизонтальными валами.
Основные характеристики планетарных редукторов
К важнейшим параметрам, определяющим выбор редуктора на основе планетарных передач, относятся:
- Передаточное отношение. Величина рассчитывается как отношения скоростей вращения входного вала к аналогичной характеристике ыходного вала или моментов кручения валов механизма. Передаточное отношение характеризует величину преобразования механических параметров. Для одной ступени планетарного механизма оно составляет от 3 до 25, для многоступенчатых и комбинированных – до 4 тыс. Вместе с этой характеристикой указывают передаточное число, которое определяется как отношение числа зубьев коронной и солнечной шестерни или их делительных диаметров.
- Номинальный момент на выходе и выходе. Параметры характеризуют номинальные усилия на входе и выходе редуктора.
- Допустимая частота вращения двигателя. Характеристика определяет угловую скорость входного вала механизма.
- Скорость вращения выходного вала. Параметр характеризует угловую частоту вращения подключаемого оборудования.
- Мощность двигателя. Характеристика указывает на передаваемую механическую мощность. Иногда указывается вместо момента и скорости на входе редуктора.
- КПД. Определяется как отношение входной и выходной механической мощности, указывается в % или отвлеченных величинах. КПД характеризует потери на передачу и полезную мощность механизма.
К основным характеристикам планетарных редукторов также относится сервис-фактор. Его величина показывает устойчивость к снижению рабочего ресурса механизма при заданных нагрузках и их превышении. Сервис-фактор учитывает характер нагрузки, продолжительность работы механизма в сутки, число пусков и остановок за час. Ряд производителей дополнительно учитывают температуру эксплуатации.

К параметрам выбора планетарных редукторов также относят:
- Габариты и массу.
- Монтажное положение.
- Способ монтажа.
- Климатическое исполнение и степень защиты от влаги и пыли.
Кроме того, в паспорте также указывают положение осей валов, направление их вращения, степень точности, количество и тип ступеней, допустимые осевые и радиальные нагрузки, другие параметры.
Преимущества и недостатки планетарных редукторов
Благодаря своим достоинствам планетарный механизм получил широкое распространение в различных отраслях. К преимуществам редукторов такого типа относят:
- Возможность передачи большой механической мощности. Для планетарных редукторов это 10 тыс кВт и более. Такая возможность обусловлена особенностями конструкции, при вращении зубчатых колес нагрузка распределяется равномерно между сателлитами.
- Небольшие размеры и масса редукторов. Разница в сравнении с зубчатыми механизмами других типов может составлять 2-6 раза.
- Высокий КПД. Для планетарных механизмов он составляет до 98 %.
- Низкий уровень шума. Особенности передачи и зацеплений исключают значительный уровень шума при эксплуатации.
- Длительный срок службы. Распределенная нагрузка снижает износ деталей механизмов.
Дифференциалы с 2 степенями свободы можно применять для передачи движения двум или нескольким выходным валам.
Основной недостаток планетарных редукторов – снижение КПД при увеличении передаточных отношений. Это приводит к избыточному нагреву, необходимости принудительного охлаждения. Из-за этой особенности одноступенчатые планетарные редукторы с большими передаточными отношениями применяют редко. Для увеличения величины преобразования скорости и момента обычно добавляют дополнительные ступени.
Кроме того, зубчатые передачи планетарного типа очень требовательны к точности изготовления, сборки и регулировки зацепления. Это значительно увеличивает стоимость механизмов, повышает сложность технического обслуживания и ремонта.
Сферы применения планетарных редукторов
Планетарный механизм широко используется в технике и оборудовании различного назначения. Редукторы применяют:
- В станкостроении. Редукторы используют в приводе обрабатывающих станков различного назначения.
- В грузоподъемных механизмах. Механизмы планетарного типа используют в подъемниках, электроталях и аналогичном оборудовании, работающих с высокой нагрузкой.
- В оборудовании для добывающей отрасли. Устройства на базе планетарных передач применяют в буровых установках, оборудовании для добычи руды и т.д.
- В робототехнике. Механизмы широко используют в промышленных и медицинских роботах, манипуляторах.
Планетарные редукторы также устанавливают в приводы самого различного технологического оборудования и установок. Механизмы с 2 степенями свободы элментов передачи или дифференциалы также применяют в водном, воздушном, автомобильном транспорте и спецтехнике.