В приводах промышленного оборудования часто требуется больший (меньший) момент или скорость чем на валу электрического двигателя. Для преобразования и регулирования этих параметров используют редукторы и мотор-редукторы. Рассмотрим, чем отличается редуктор от мотор редуктора в части конструкции и сферы применения устройств.
Редукторы
Механическим редуктором называют устройство на базе цилиндрических, червячных, планетарных или других передач. Редукторы состоят из следующих комплектующих:
- Входного вала. Служит для подключения двигателя.
- Передаточной пары. Устройство состоит из 2 зубчатых колес или других взаимодействующих элементов. Передаточных пар может быть несколько.
- Выходного вала. Предназначен для подключения нагрузки.
- Корпуса. Служит для размещения остальных деталей и узлов, а также смазочного материала.

Работает редуктор следующим образом. Вращение входного вала передается ведущему элементу, который приводит в движение ведомый. За счет различного количества зубьев или витков червяка момент, передаваемый ведомым элементом выходному валу, оказывается больше или меньше аналогичной характеристики на входном валу. Скорости входного и выходного вала также будут разные. Таким образом, механическая энергия без учета потерь не изменяется, различаются скорость и момент.
Мотор-редукторы
Мотор-редуктор – это двигатель и редуктор, собранные в единый агрегат. Таким образом, устройство представляет собой готовый привод. Оборудование состоит:
- Из двигателя. В качестве силового агрегата используются асинхронные, синхронные электродвигатели, двигатели постоянного тока и др.
- Из редуктора. Механизм может быть червячным, цилиндрическим, коническим, планетарным и другим.

Принцип действия мотор-редукторов и редукторов аналогичен. Устройства преобразуют скорость или момент на валу до требуемой величины, при этом передаваемая двигателем механическая энергия остается неизменной (без учета потерь).
Основные отличия редуктора и мотор-редуктора
Назначение и области применения редукторов и мотор-редукторов аналогичны. Оборудование применяют для получения требуемой угловой частоты вращения и момента на валу.
Мотор-редукторы отличает:
- Моноблочное исполнение. В составе устройств уже содержится электродвигатель.
- Заводская сборка. Валы силового агрегата и редуктора уже отцентрованы и соединены.
- Быстрый монтаж. Установка не требует сопряжения двигателя и передаточного механизма.
- Возможность встраивания электромагнитного или механического тормоза.
Практически все маломощные приводы построены на базе мотор-редукторов. Моноблочное исполнение позволяет несколько уменьшить габариты и повысить надежность.
Редукторы отличает:
- Подключения к практически любым двигателям с допустимой скоростью и моментом.
- Построение нестандартных приводов.
- Адаптации к уже установленным двигателям оборудования.
- Использование нетипичных соединений.
К недостаткам устройств в сравнении с мотор-редукторами относятся относительно трудоемкий монтаж, связанный с точной центровкой валов и фиксацией, несколько большие габариты. Сопряжение с электродвигателем, выполненное на месте, менее надежно, чем заводская сборка.
Области применения и характеристики редукторов и мотор-редукторов
Основные параметры устройств также несколько различаются. Для мотор-редукторов это:
- Передаточное отношение.
- Скорость выходного вала.
- Крутящий момент.
- Допустимая радиальная и осевая нагрузка.
Для редукторов добавляются следующие характеристики:
- Номинальная угловая скорость входного вала (скорость вала двигателя)
- Входная мощность (механическая мощность электродвигателя).
Остальные характеристики аналогичны параметрам мотор-редукторам. Разница связана с отсутствием встроенного двигателя. Для редукторов добавлены характеристики на входном валу, который сопряжен с силовым агрегатом.

Итак, области применения редукторов и мотор-редукторов – практически одни и те же. Последние более надежны, быстрее устанавливаются. Мотор-редукторы используют практически во всех приводах механической мощностью до 1 кВт.
Редукторы можно комбинировать с различными двигателями, устройства подходят для построения нестандартных приводов. Оборудование также подходит для старых двигателей, может применяться с нетипичными соединениями валов. Редукторы обычно используют в мощных промышленных электроприводах более 200 кВт.
В этом и есть основное отличие редуктора и мотор-редуктора