Синус фильтры и du/dt фильтры
Выходные фильтры делятся на два типа – синус фильтры и du/dt фильтры. В отличие от синус фильтров, du/dt фильтры имеют единственное предназначение – уменьшить крутизну фронта импульса.
Они проще с конструктивной точки зрения (используются меньшие индуктивности и емкости) и поэтому дешевле, чем синус фильтры.
Синус фильтры, также называемые моторными фильтрами или LC-фильтрами, могут быть опционально установлены на выходе преобразователя частоты. Они предназначены для сглаживания прямоугольных импульсов напряжения на выходе ПЧ и приведения формы выходного напряжения к синусоидальной.
Напряжение и ток при использовании фильтра du/dt и без него | Напряжение и ток при использовании синус фильтра и без него |
![]() |
![]() |
Предназначение синус фильтров
- Уменьшение скорости нарастания напряжения (du/dt) на клеммах двигателя;
- Уменьшение пиковых напряжений;
- Уменьшение шума двигателя;
- Использование более длинных моторных кабелей;
- Улучшение ЭМС характеристик;
- При работе с преобразователями частоты Данфосс, синус фильтры позволяют добиться соответствия стандарту ЭМС EN61800-3 категория C2 даже при использовании неэкранированного моторного кабеля.
Когда необходимо использовать синус фильтры
- Применение для насосов с «мокрым» ротором;
- Применение при длинных моторных кабелях (включая ситуации параллельного подключения двигателей);
- Применение для скважинных насосов;
- Применение с нестандартными двигателями (необходима консультация изготовителя двигателя);
- Применение с некоторыми типами компрессоров.
Модернизация
В случае, когда при модернизации объекта на электродвигатели, запускаемые напрямую от сети, производится установка преобразователей частоты, рекомендуется использовать синус фильтр. Исключением является тот случай, когда в спецификации электродвигателя указано, что обмотки предназначены для использования с преобразователем частоты.
Часто, при проведении реконструкции, выгодно бывает сразу заменить старые электродвигатели на более новые - энергоэффективные. В данном случае дополнительная установка синус фильтров не требуется. Новые электродвигатели обычно окупают себя очень быстро за счет значительного снижения энергопотребления.
du/dt фильтр | Синус фильтр | Фильтр синфазных помех | |
Нагрузка на изоляцию двигателя | Снижение нагрузки | Снижение нагрузки – могут быть использованы моторные кабели большей длинны. | Не снижают нагрузку. |
Нагрузка на подшипники двигателя | Незначительно снижает нагрузку только в двигателях больших мощностей | Снижаются подшипниковые токи, но не снижаются синфазные токи (токи на валу) | Снижаются синфазные токи (токи на валу) |
Характеристики ЭМС | Устраняет гармоники в моторном кабеле. Не приводит к изменениям в классе ЭМС | Устраняет гармоники в моторном кабеле. Не приводит к изменениям в классе ЭМС | Снижает высокочастотные помехи (свыше 1 МГц). Не приводит к изменениям в классе ЭМС |
Макс. длина кабеля двигателя, с соответствием к требованиям ЭМС | Зависит от производителя. К примеру FC-102 HVAC Drive – макс. 150 м экранированный кабель | Зависит от производителя. К примеру FC-102 HVAC Drive – макс. 150 м экранированный кабель, 300 м - неэкранированный | Зависит от производителя. К примеру FC-102 HVAC Drive – макс. 150 м экранированный кабель |
Макс. длина кабеля двигателя, без соответствия к требованиям ЭМС | Зависит от производителя. К примеру FC-102 HVAC Drive – макс. 150 м неэкранированный кабель | Зависит от производителя. К примеру FC-102 HVAC Drive – макс. 500 м неэкранированный кабель | Зависит от производителя. К примеру FC-102 HVAC Drive – макс. 300 м неэкранированный кабель |
Акустический шум коммутации двигателя | Не устраняет | Устраняет | Не устраняет |
Относительный размер | 15-50% (в зависимости от мощности) | 100% | 5–15% |
Падение напряжения | 0,5% | 4–10% | Нет |