\В данной статье мы подробно рассмотрим, что такое червячная передача и как она работает.
В большинстве случаев параметры механической энергии от приводного двигателя не совпадают с требуемыми характеристиками оборудования. Для согласования работы силового агрегата и машины применяют механические передачи. Рассмотрим конструкцию, принцип работы, виды, достоинства и недостатки одного из самых распространенных механизмов для преобразования скорости, момента и направления движения – червячной передачи.

Конструкция и принцип действия
Червячная передача состоит пары: вал с винтовой резьбой (червяк) – зубчатое колесо. Элементы сопряжены под углом посредством зацепления зубьев шестеренке с резьбой червяка. Величина угла обычно составляет 900. Последний служит ведущим элементом, насаженное на выходной вал зубчатое колесо – ведомым.
Передача работает следующим образом. При передаче вращения валу с резьбой, ее витки начинают перемещаться вдоль поверхности. Движение передается находящемуся в зацеплении с червяком зубчатом колесу, которое начинает вращаться. При этом момент и угловая частота на ведущем и ведомом валу будут различаться.
Разницу определяет передаточное число червячной пары. Параметр равен отношению I=n1/n2 , где I – передаточные отношения, n1 – количество зубьев шестеренки, n2 – количество заходов витка резьбы червяка.
Валы с резьбой производят из среднеуглеродистой или легированной стали. Для увеличения твердости до 45 HRC и выше червяк подвергают закалке. Зубчатые колеса обычно изготавливают из 2 разных сплавов, центральную часть – из серого чугуна, зубчатый венец – из бронз или латуней различных марок.
Выбор материалов обусловлен распределением нагрузок при работе червячной передачи. Вал с резьбой подвергается значительным воздействиям изгиба, кручения, растяжения и сжатия, для их производства применяют твердые стали с термообработкой.

Венцы шестеренок могут повреждаться от трения при передаче вращения, особенно на средних или высоких скоростях. Чем больше скорость скольжения, тем выше должны быть антифрикционные свойства.
Зубчатые колеса для передач с небольшими скоростями скольжения меньше 2-3 м/с производят целиком из серого чугуна. Венцы шестеренок для устройств, рассчитанных на скорость 5-25 м/с изготавливают из оловянных бронз и латуней, венцы зубчатых колес на окружную скорость 3-5 м/с – из безоловяных сплавов на основе меди.
Таким образом, ведущий элемент передаточной пары производят из твердых материалов, ведомый – из антифрикционных сплавов.
Классификация
Червячные передачи различают по положению зубчатого колеса относительно винта, количеству заходов резьбы, конфигурации червяка, форме профиля резьбы, ее направлению, типу зубчатого колеса и другим параметрам.
В промышленных приводах применяют передачи с верхним, нижним или боковым положением винтового вала относительно зубчатого колеса. Механизмы с верхним положением червяка обычно рассчитаны на высокую скорость вращения, передачи с нижним положением – на низкую угловую частоту. Скорость не всегда определяет положение ведущего элемента относительно зубчатого колеса, в ряде случаев оно определяются компоновкой механизма.

По положению вала, на котором размещено зубчатое колесо различают:
- Передачи с вертикальным ведомым валом.
- Механизмы с горизонтальным ведомым валом.
По форме внешней поверхности червячного звена различают оборудование с цилиндрическими и глобоидными передачами. Сечение первых имеет форму рейки с прямо- или криволинейными сторонами. Осевое сечение вторых – радиусная рейка с прямыми боковыми сторонами. Глобоидные передачи дороже, сложнее в производстве, больше подвержены нагреву, однако за счет большей контактной длины и лучшей конфигурации контактных линий обладают более высоким КПД и способны выдержать нагрузку в 2-3 раза больше, чем механизмы с цилиндрическим червяком.

По конфигурации червячного звена выделяют:
- Передачи с трапециевидной резьбой. Профиль винта – трапеция.
- Механизмы с архимедовыми винтами. Поперечное сечение червяка представляет собой архимедову спираль.
- Передачи с конволютными червяками. Профиль витков такого вала – конволютная винтовая поверхность.
- Механизмы с эвольвентным винтами. Зубья червячного звена выполнены с очень большим углом наклона к образующей цилиндрического сечения.
Также выпускают механизмы с вогнутым профилем резьбы червячного звена.
В зависимости от направления резьбы бывают передачи с правым и левым винтом. В первых при вращении вала по часовой стрелке резьба визуально «отдаляется», во вторых – «приближается» к наблюдателю.
Передачи также различают по профилю зубьев шестеренки и ее типу. По второму признаку предусмотрена следующая классификация:
- Передачи с полным колесом. В таких механизмах вращение передается непрерывно. Применяется в транспорте, приводе промышленного оборудования.
- Механизмы с зубчатым сектором. Передача осуществляет поворот на определенный угол. Используется в исполнительных механизмах, органах регулирования.
- Передачи с вырожденным сектором. В механизмах рабочая длина сектора меньше аналогичного параметра червяка. Используются в приводах, где необходимо передать высокий момент.
По профилю зубьев шестеренчатого звена различают колеса:
- C прямым зубом. Контакт с винтовым валом осуществляется по точке. Такие передачи применяют в малонагруженных приводах и оборудовании.
- С вогнутым зубом. Венец шестерни охватывает червяк, контакт осуществляется по линии. Такая конструкция позволяет передавать большую мощность.
- С роликом. Зубья заменены роликом. Механизмы такого типа применяют в высоконагруженном оборудовании.
Количество заходов резьбы характеризует число винтовых линий вала с резьбой, по этому параметру различают одно-, двух-, трех-, четырехзаходные червяки. Первые имеют 1 гребень по линии винта, остальные по 2, 3 или 4 гребня соответственно.
По назначению различают:
- Силовые передачи. Положение вала и шестеренки в таких устройствах фиксированное, регулировка невозможна. Механизмы применяют в промышленном и грузоподъемном оборудовании.
- Кинематические червячные механизмы. Положения винта и зубчатого колеса от относительно друг друга может регулироваться. Кинематические передачи используют в транспортных средствах, спецтехнике, приводе станков.
ГОСТ 9774-81, ГОСТ 3675-81 устанавливают классификацию по степени точности. По этому признаку различают передачи 12 степеней точности. В приводе промышленных механизмов наиболее часто встречаются механизмы с 5 по 9 степень включительно. Для каждой установлены нормы окружной скорости, плавности, площади контакта витка резьбы и зуба, бокового зазора и других параметров. Требования возрастают в порядке убывания обозначающей цифры. Таким образом, самые высокие нормы установлены для механизмов 1 степени точности, самые низкие – для 12.
Преимущества
Червячные передачи широко применяют в транспорте и приводах различного оборудования. Устройства такого типа отличают следующие достоинства:
- Изменение направления движения. Оси вращения ведомого и ведущего валов расположены под углом 900. Это позволяет изменять направление передачи механической энергии, что часто требуется для оптимальной компоновки привода и оборудования.
- Большое передаточное число. Для одной червячной ступени передаточное число составляет до 6-80, для передаточных механизмов небольшой мощности до 120 и больше.
- Плавный ход. Особенности зацепления звеньев обеспечивают равномерное вращение выходного вала без рывков и ударов.
- Низкий уровень шума. Червячные редукторы работают намного тише цилиндрических и конических механизмов, что обусловлено особенностями зацепления.
- Кинематическая точность. Зубчатое колесо точно повторяет поворот червяка при отсутствии дефектов и износа резьбы.
- Самоторможение. При прекращении вращения входного вала винт останавливается, при этом обратная передача движения от ведомого звена блокируется благодаря особенностям конструкции. Это позволяет не применять в приводе дополнительные тормозные устройства.
- Небольшие размеры и масса. Червячные механизмы компактнее, чем передачи других типов аналогичной мощности.
Механизмы также имеют демпфирующие свойства. При передаче движения червячной передачей – уровень вибраций минимальный.
Недостатки
Недостатки червячных передач также обусловлены особенностями конструкции. При скольжении зубьев по витку возникает сильное трение в зацеплении, что:
- Уменьшает КПД до 0,92-0,7. Коэффициент полезного действия червячных передач с самоторможением еще ниже, он составляет 0,5.
- Значительный нагрев при работе. Вследствие этого возникает необходимость отвода тепла. Это достигается помещением механизма в ребристый корпус или обдувом воздухом.
- Применение в производстве дорогих материалов. Для снижения трения венцы шестеренчатого звена изготавливают из антифрикционных сплавов на основе меди, что существенно увеличивает стоимость устройств.
- Значительный износ и склонность к заеданию. Червячные механизмы изнашиваются быстрее, чем передачи других типов. Это часто приводит к заеданию и остановке вращения.
- Необходимость периодической регулировки. Для сохранения нормальных параметров зацепления положение винта и колеса относительно друг друга необходимо регулярно подстраивать.
Кроме того, невозможность передачи вращения в обратную сторону, делает невозможным применения червячных пар в реверсивных механизмах.
Недостатки механизмов можно несколько смягчить, уменьшив силу трения. Для этого уменьшают шероховатость поверхности зубьев и винта, применяют антифрикционные материалы и смазки.

Основные параметры
Параметры червячных механизмов разделяют на 2 группы: геометрические и механические. К первым относятся делительный диаметр, осевой модуль, диаметр впадин и вершин, длину нарезанной части виннового вала. Алогичные характеристики существуют для зубчатого колеса, за исключением нарезанной части.
К механическим параметрам относятся:
- Номинальный момент на входном и выходном валу. Червячные механизмы, применяемые в промышленном оборудовании, обычно увеличивают момент. Параметр характеризует подводимый и выходной рабочий момент.
- Скорость вращения ведущего и ведомого звена. Частота вращения входного вала должна отвечать характеристикам силового агрегата, выходного – требуемой угловой скорости оборудования.
- Передаточное число – отношение числа зубьев колеса к количеству витков на червячном винте. Величина показывает, насколько механизм изменяет момент или угловую скорость.
- Передаточное отношение — отношение частот вращения входного и выходного вала, либо крутящих моментов валов.
- Радиальная и осевая нагрузка – параметры характеризуют величину допустимых нагрузок, которые возникают в процессе эксплуатации.
- КПД. Характеристика определяется отношением подведенной механической мощности к выходной. Выражается в % или отвлеченной величине.
К основным характеристикам червячной передачи также относятся особенности конструкции: пространственное расположение валов, направление вращения каждого из них и другие параметры.

Цилиндро-червячные мотор-редукторы VGM-S
Разработаны на основе обратной связи от партнеров и конечных клиентов и произведены на полностью автоматизированных заводах, отличаются низкой ценой при высоком качестве и надежности.
Область применения
Механизмы червячного типа чувствительны к ударным нагрузкам. Передачи применяют в оборудовании и приводах, работающих без частых включений, отключений, ударов и резкого изменения нагрузки.
Область применения устройств:
- Ленточные транспортеры и конвейеры.
- Станки для металлообработки.
- Грузоподъемные и тяговые лебедки.
- Подъемные краны.
- Лифты.
- Исполнительные механизмы.
- Манипуляторы.
Благодаря высокой кинематической точности червячные передачи также используются в точных приборах и оборудовании. Устройства также широко применяют в спецтехнике, автомобильном, водном транспорте.